-
Схема движения смерча
-
Вид Ростовского кремля с юга, 1953 г.
-
Западная стена, ц. Иоанна Богослова и часть Самуилова корпуса, 1953 г.
-
Крыша Самуилова корпуса, ц. Одигитрии, 1953 г.
-
Ц. Воскресения, Самуилов корпус и ц. Спаса на Сенях, снимок сделан с северной стороны, 1953 г.
-
Архитектор В.С.Баниге, 1954 г.
-
Каменщики Г. Алексеев и И. Розов за реставрацией углового кокошника соборной звонницы, 1955 г.
-
Рабочие-реставраторы в Ростовском кремле, 1957-1959 гг.
-
Успенский собор в Ростове в реставрационных лесах, 1957 г.
-
Вид на шатровые башни ростовского кремля с запада во время реставрационных работ, 1955 г.
Смерч возник в нескольких километрах к северо-западу от Ростова. Около 5 часов вечера он «вошёл» в город через линию железной дороги, опрокинув два вагона с кирпичом и известью, затем проследовал по улицам Достоевского и Февральской. Далее он продолжил своё движение через западную и южную части Кремля, нанеся серьёзный урон церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова. После этого ураган ушёл в озеро Неро, где разметал лодки в радиусе полукилометра, поднял водяной столб в несколько сотен метров, ещё некоторое время двигался по водной поверхности, «высыпая» листы железа, брёвна и другие предметы, после чего прекратился.
За 5 минут, двигаясь со скоростью около
Параллельно основному смерчу двигался второй. Протяжённость
его пути была короткой, однако, сила, которой он обладал, оказалась
колоссальной. Именно этот второй, параллельный смерч и нанёс серьёзные
повреждения Ростовскому кремлю. Возник он у стен Успенского собора и при своём
движении разрушил купола не только на главном храме города, но и на соборной
звоннице, на церквях Воскресения и Спаса на Сенях в кремле. У трёхэтажного
кирпичного здания – Самуилова корпуса, в котором тогда располагались основные
экспозиции музея, была разрушена крыша и все окна; кровельное железо и стропила
с Княжьих теремов были сорваны и отброшены на 70-
Руководство восстановительными работами было поручено Владимиру Сергеевичу Баниге. Его проект реставрации Ростовского кремля был одобрен Академией наук СССР. Работы продолжались более 10 лет. Разногласия среди специалистов, перебои в финансировании, летняя жара и зимние морозы (работать зачастую приходилось под открытым небом) – лишь часть трудностей, с которыми пришлось столкнуться реставраторам. Тем не менее уникальный архитектурный ансамбль был восстановлен, в музее были построены и открыты заново выставки и экспозиции.