С 20 по 26 августа в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» во второй раз будет проходить Международная арт-резиденция «Диалог с Зеленой полосой».

К продолжению этого культурного начинания, говорит куратор арт-резиденции Ирина Прошина-Саканян, нас подвигли прошлогодний успех, воодушевление, с каким приняли акцию и художники, и зрители.

Напомним: первая арт-резиденция была посвящена шедевру русского авангарда из фондов Ростовского кремля – живописному полотну «амазонки авангарда» Ольги Розановой «Зеленая полоса» (1917), что собственно, и определило концептуальный смысл и дало название акции. Тогда зарубежные и российские художники, вступившие, что называется, в диалог со знаменитой картиной, представили широкой публике свои работы, созданные по мотивам «Зеленой полосы».

В этом году  два десятка живописцев из разных стран, в том числе Франции, Мексики и России, работающих в разных жанрах, техниках и направлениях, откликнулись своими произведениями на другое сокровище ростовской коллекции – «Самовар» Казимира Малевича.

 

Казимир Малевич – художник, теоретик искусства, философ, одна из главных фигур в русском авангарде. Это течение в живописи ставило целью преобразовывать сознание человека посредством искусства и осознается как революционный прорыв. Оно отрицало традиционные стили, отказывалось от традиционного понимания искусства.

Малевич, таким образом, не просто искал новый язык самовыражения для художника, он формировал систему визуального восприятия. Объясняя пути своего поиска, он отмечал: «Цвет и форма не оформляют ничего, а только стремятся выразить тайную силу ощущений. Люди, будучи во власти этих ощущений, устанавливают или изменяют свое поведение. Постижение мира недоступно художнику, — доступно только ощущение его».

Поиски увенчались появлением художественного направления «супрематизм». К. Малевич создал новый язык самовыражения художника, в котором цвет приобретает самостоятельное значение и содержание; формировал систему визуального восприятия, в основе которой лежит цветоформа с преобладанием активных цветов и жестких форм; предугадал грядущие изменения. Он предложил новый язык для новой эпохи. Именно на этом языке сейчас общаются с миром мастера современного искусства.

Пример такого общения будет представлен в Музейной гостиной кремля с 20 по 26 августа на выставке работ участников II международной арт-резиденции «Диалог с Зеленой полосой». Часть II. Казимир Малевич»

Вернисаж выставки состоится  20 августа в 15 часов в Парадном зале Красной палаты.

В рамках арт-резиденции ее участники пригласят жителей и гостей Ростова  посетить творческие мастерские (живопись, линогравюра, коллаж, техника китайской туши и др.), которые будут проходить с 20 по 23 августа, а также принять участие в тематических мастер-классах  Музейного детского центра.

Произведению К. Малевича «Самовар» будут посвящены и расположенные на центральном дворе кремля  инсталляции.  

- Мы уверены, что эта акция помогает сделать имя великого художника столь же популярным в России, как оно популярно во всем мире, - сказала инициатор и организатор совместной с Ростовским музеем творческой акции  Ирина Прошина-Саканян. - Рады, что второй год коллекция авангарда музея «Ростовский кремль» привлекает художников разных стран и направляет их в творческом поиске, побуждает к диалогу сквозь границы пространства и времени.

 

Для справки:

Ирина Прошина-Саканян - Президент французского культурного общества «ЛАД». В 2012 г. она отмечена наградой «Интермузея» - Международного фестиваля музеев - за создание коллекции музейного сувенира для ГМЗ «Ростовский кремль». Сейчас  живет и работает в Нанте (Франция).

В 2013 г. получила серебряную награду от Сената Франции за «Неоценимый вклад в развитие человечества», так как долгие годы ведет работу с людьми с ограниченными возможностями в свободное от работы время, и за подвижничество в сфере искусства.

 

Художники – участники арт-резиденции:

Аллей Жан-Ноэль (Франция)

Мой первый учитель Альфред Лоп-Монтель ввел меня в мир масляной живописи в Париже, в начале 1960-х годов. Эпизодически я работал в разных техниках: уголь, масло, акрил, акварель. Освободившись от обязанностей моей основной профессии, я последние десять лет полностью посвятил себя живописи, экспериментам в ней, чтобы иметь возможность максимального самовыражения. Последние мои работы – разнообразны и радостны. В них я смешиваю стили – фигуративный и абстрактный, стремясь к поэтичности и отдалению от реальности. Начиная работу, я не имею определенной идеи, меня ведут ощущения и потребность рисовать. Для меня живопись – не возможность делать карьеру, но прежде всего – удовольствие, радость.

Антонова Инна (Россия)

Родилась в 1959 г. во Владивостоке. Училась живописи в студии дизайна В.М. Шлихта (Владивосток). Вольнослушателем поступила в Академию художеств им. Репина, мастерская Е.Е. Моисеенко. Затем уехала в Душанбе (Таджикистан), на родину мужа. Занималась живописью, керамикой, участвовала в региональных и всесоюзных выставках. В 1993 г. семья переехала во Владивосток, покинув охваченный межэтническими конфликтами Таджикистан. В родном городе Инна продолжала активно заниматься творчеством, участвовала в выставках. Прошло несколько ее персональных выставок. Преподавала живопись в частной школе. В 2005 г. совершила творческую поездку по России, по старым русским городам. Эта поездка оказала на художника глубокое впечатление, она избрала местом жительства Ростов Великий. Итоги «ростовского» периода оказались темой прошедшей в 2012 г. в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» персональной выставки «Ростов антоновский». Работы Инны находятся в музейных коллекциях («Ростовский кремль», Приморская картинная галерея), частных собраниях.

Инна Антонова в своем выборе жизненной стези счастливо соединила природный талант и самозабвенную любовь к творчеству.  Ее живопись отмечена безудержной свободой самовыражения во всем – будь то композиция произведения, жанровый диапазон или самобытный, отличающий почерк художника колорит.

Бекетов Михаил (Россия)

Родился в 1953 г. в Казахстане. В 1974 г. окончил Алма-Атинское художественное училище, в 1982 г. - Московское высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское) по отделению Художественная обработка металла. Член Союза художников и Союза дизайнеров России, лауреат областных премий им. А. Е. Опекушина и им. Оловянишниковых; лауреат всероссийских выставок-конкурсов «Дизайн-2003» и «Дизайн-2007» с вручением приза «Виктория» в номинации Арт-дизайн, участник международных конкурсов и симпозиумов по горячей эмали, керамике. Победитель национального конкурса по разработке проекта мемориала в память о трагически погибшей в 2011 г. хоккейной команде «Локомотив». Автор выставочного проекта «Арт-матрица» и международного проекта «Прогулки РРЮ Голландию». Руководитель творческой группы «Артстудия-204». Выполнил ряд монументальных работ в России, Казахстане. Произведения находятся в музейных собраниях России, Казахстана, Узбекистана, Литвы, США, в частных российских и зарубежных коллекциях.

Бенер Анри (Франция)

«Каким бы ни был сюжет моих фотографий, я все же отдаю предпочтение графизму, будь то поиск отражений, цвета или оригинальных форм. Я постоянно ищу нечто оригинальное и неповторимое. Через мои фотографии, которые я никогда не дорабатываю, мне хочется показать, что реальность может удивлять и притягивать наш взгляд».

Анри – член Европейской Академии искусств (Франция), многократно становился почетным гостем международных художественных салонов. Только в последние два года принял участие в выставках «Выходной на Монмартре» (Франция), «Диалог с Зеленой полосой» (Россия), Интернациональный художественный салон в Бад Закинген (Германия) (2014); «Художественный рынок» Мелюз (Франция), интернациональная выставка «Художники без границ» Порник (Франция), Принт-Арт Бельфорт (Франция» (2015).

Горячев Владимир (Россия)

Родился в 1953 г. в Рыбинске Ярославской обл. В 1972 г. окончил Ярославское художественное училище, в 1980 г. - Московский художественный институт им. Сурикова. С 1978 г. - участник московских, областных, региональных, республиканских, всесоюзных, российских и зарубежных выставок, с 1982 г. - член Союза художников России. Член творческого объединения «Аллея». Лауреат областной премии в области изобразительного искусства им. Опекушина2003 г. Заслуженный художник России. Персональные выставки прошли в городах Ювяскюля (Финляндия, 1989 г.), Ярославль (Ярославский Художественный музей, 1996 г.; Выставочный зал Ярославского отделения Союза художников России, 2004 г.). Работы находятся в музеях Ярославля, Переславля-Залесского, Рыбинска, а также в частных коллекциях России и за рубежом: Германия, Финляндия, Италия, Япония, США.

Евдокимова Елена (Россия)

Родилась в Петропавловске-Камчатском. Окончила Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт (1986). Член Союза художников России с 1988 г. Лауреат III премии в выставке-конкурсе «Зергер-99» Алма-Ата (Казахстан). Участник международных симпозиумов по горячим эмалям в городах Минводы, Ярославль, Ростов Великий, Владикавкакз,  всесоюзных творческих пленэров (Тау-Тургень, Казахстан). Член творческого объединения "Арт студия 204". Персональные выставки: г. Павлодар (1996), г. Алматы (1998), г. Ярославль (1999-2000), г. Москва  (2001). Произведения находятся в музейных собраниях России (музей современного искусства г. Кисловодск, галерея современного искусства г. Владикавказ) и Казахстана (Павлодарский художественный музей г. Павлодар), в российских и зарубежных частных коллекциях.

Жукова Ирина (Россия)

«Мне нравится игра света и цвета. Всегда хотела рисовать, но не получается и все... А еще с детства люблю шить, и теперь я «рисую» лоскутками».

Родилась в 1958 г. в Ростове. Училась в школе № 1 им Ленина (ныне Гимназия им Кекина). В 1980 г. окончила Козьмодемьянский техникум по специальности бухгалтер. Работала на фабрике «Ростовская финифть», сейчас - сотрудник ГМЗ «Ростовский кремль». Участник I Международной выставки в ГМЗ «Ростовский кремль» Диалог с «Зеленой полосой» (2014).

Каражанов Урман (Россия)

«Работа на гончарном круге является для меня и вдохновением, и непосредственной возможностью это реализовать. Идеи всех моих работ начинаются с формы и ею же заканчиваются. Форма, изготовленная на круге – это не только пластика, фактура самого материала – глины, но и замкнутое внутри пространство, несущее в себе некую скрытую информацию – микрокосм. Он отделен от макрокосма (окружающего пространства) самой материей глины. Эта невидимая субстанция и насыщает объем изнутри своей циркулирующей жизнью».

Родился в Челябинске в 1979 г. В 1998-2001 гг. учился в Челябинском художественном училище по специальности керамика. В 2001-2006 гг. учился по специальности Художественная керамика в Красноярском государственном художественном институте. Живет и работает в г. Ростове.

Участник и дипломант ряда выставок и конкурсов: Всесибирская выставка-конкурс современного искусства Сибири «ПОСТ №1» (Диплом победителя Межрегиональной выставки-конкурса творческих работ студентов худ. Вузов Сибири «Молодые Сибиряки» (г. Омск, 2005); конкурс лучший эскиз деколей «Красноярский край» (2005, второе место); 2011 г.  Дипломант IV  Международного фестиваля декоративного искусства «Незабытые традиции» (г. Москва, 2011); 2012 г. Арт-Матрица (г. Ярославль, 2012); Международная выставка «Диалог с Зеленой полосой» (г. Ростов, 2014).

Круз Люси (Мексика)

Люси родилась в 1967 г. в г. Эрмонсило, штата Сонора. Закончила университет со степенью бакалавра. Пробовала себя в живописи. Поначалу это были лишь попытки, неуверенные и непоследовательные. Переломным для нее стал 2004 год. Началось настоящее погружение в искусство. Внимая своим фантазиями, Люси вырабатывала свой стиль, пробовала комбинации красок, фактур. Люси много путешествует, участвует в выставках и салонах, проводимых в США, Канаде, Франции, Италии, Германии и России. Член Европейской Академии Художеств Франции и организатор культурных связей между Европой и Мексикой.

Макарова Татьяна (Россия)

«Я родом из детства. Сколько себя помню, всегда мечтала стать художником. Считаю себя счастливым человеком, потому что моя мечта сбылась! Я всю жизнь занимаюсь любимым делом: рисую, крашу, коллажирую. Свобода творчества и передвижение по России и другим странам приводят меня в восторг! Полностью согласна со словами Юнга :»Творческий дух играет с теми объектами, которые он любит». В искусстве так много интересных сфер! Может быть, поэтому мне хочется заниматься разными вещами: графикой, живописью, коллажем, батиком, горячей эмалью. Одно из последних увлечений – мэйл-арт: «Еще одна возможность построить свой мир и себя в нем". Эти слова Юрия Гика находят отклик в моей душе».

Татьяна родилась в 1952 г. Окончила Пермское художественно-педагогическое училище и художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута. С 1995 г. – член Союза художников России. С 2007 г. живет и работает в Ярославле. Активно участвует в выставках, на ее счету – два десятка персональных выставок, множество – групповых выставок различного уровня, от городских до международных, а также международные симпозиумы по горячей эмали. Работы Татьяны находятся в собраниях музеев, галерей и коллекционеров России, Венгрии, Германии, новой Зеландии.

Малафеев Николай (Россия)

«Искусство – всегда на грани узнаваемого и неожиданного, видимого и невидимого, реального и фантастического. Найти гармонию между тем и другим – задача живописца, скульптора, поэта».

Николай родился в 1954 г. в Рыбинске Ярославской области. Закончил в 1974 г. Ивановское художественное училище по живописно-педагогическому отделению, у С.Н. Троицкого, Д.И. Калашникова и А.А. Горелова. В 1995 г. стал членом Союза художников России. В 2015 г. награжден серебряной медалью Творческого союза художников России за вклад в отечественное изобразительное искусство. Произведения художника хранятся в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее, Дворце конгрессов Санкт-Петербурга, художественных галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Малевич Каземир (Россия)

Казимир Северинович Малевич (1879 – 1935) – один из самых значительных художников ХХ века, живописец, график, дизайнер, теоретик искусства. Родился в Киеве, в семье потомка дворянского польского рода. В 1904 году, в возрасте 26 лет, приехал в Москву, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не приняли. До 1907 года он безуспешно повторяет эти попытки, одновременно занимаясь в студии Ф.И. Рерберга в Москве (1905-1910).

Около 1910 года в его творчестве наметился перелом, он участвует в самых заметных выставках нового искусства. В середине 1910-х годов Малевич теоретически обосновал и начал практическое осуществление нового направления в живописи, названного им самим «супрематизмом» (от латинского supremus – высший) и выразившегося в полном отказе от предметности в искусстве. В этих работах основное внимание уделялось соотношению цвета и геометрических форм, их равновесию на плоскости. Фанатическая убежденность Малевича в правоте своих художественных новаций привлекала молодежь, искавшую революционные формы в искусстве. «Это действительно был вождь», - свидетельствует Л.А. Юдин, ученик Малевича по Витебскому художественно-практическому институту. Группа учеников и последователей Малевича объединились в группу УНОВИС (Утвердители нового искусства), существовавшую до 1922 года.

Творчество автора легендарного и скандального «Черного квадрата» (1915, Третьяковская галерея) в Ростовском музее отражено его более ранней работой «Самовар». Она была создана до того, как Малевич напишет свои первые беспредметные композиции. В картине художник еще не совсем отходит от конкретности предмета. Он лишь «разлагает» его на отдельные элементы, отчасти узнаваемые, которые в ритмической игре цветовых пятен, линий и плоскостей с большой творческой волей собраны в единую законченную композицию. Это типичное произведение кубофутуризма, который, по мнению Малевича, на определенном этапе дал ему возможность ощутить «господство над формой» и перейти «от подражания – к творчеству».

Мастерская чернолощеной керамики Шабаловых (Россия)

Керамическая мастерская была основана в 1998 г. Супруги Александр и Людмила Шабаловы ставили перед собой цель возродить технологию производства чернолощеной керамики. Сейчас мастерская Шабаловых производит большой ассортимент традиционных для древнего Ростова керамических изделий – горшки, кувшины, кумганы, игрушки-свистульки. Мастерская выпускает также сувениры с ростовской символикой.

Мастерская представляет собой самостоятельный туристический объект, в котором посетители имеют возможность познакомиться с технологией древнего промысла. В 2007 г. Шабаловы открыли Дом ремесел, собравший под свою крышу ряд традиционных для Ростовской земли художественных промыслов.

Нюренберг-Локтева Анна (Россия)

«Керамика – материал почти вечный. Но тем не менее очень трепетный и тонкий по восприятию. Мы это видим на протяжении тысячелетий».

Родилась в 1944 г. Москве, в семье художника-живописца Д.М. Девинова-Нюренберга. Окончила в 1969 г. отделение художественной керамики (руководитель Н.С. Селезнев) в Строгановском училище. С 1964 г. участвует в выставках. Член Союза художников СССР с 1974 г. Работает в монументально-декоративном искусстве: керамика, мозаика, рельеф в архитектурных сооружениях России и Германии. В частности, выполнила монументальные заказы в Москве - рельефы, скульптуры на тему охоты для кафе «Охотник», рельеф 100 м на тему «Культура», а также композиции из керамики с зеркалами для Дома культуры Авиационного завода; для пансионата «Орбита» в городе Сочи - 15 рельефов из шамота с росписью; в Дюссельдорфе, в соавторстве с Е. Крыловой, - мозаичное панно на тему «Москва» для метро. Для гостиниц «Мариотт» выполнены фонтан, рельефы («Гранд-отель»), мозаичное панно («Аврора»). Серия блюд «Природа России» представляет образы животных и растений; тема Венецианского карнавала (маски, гротескные танцы, фигуры в ярких костюмах) воплощена в серии декоративных блюд.

Поляков Виктор (Россия)

Родился в 1955 г. в Мордовии. Профессиональное образование получил в Чебоксарском художественном училище и Московском технологическом институте. В 1983 г. стал главным художником фабрики «Ростовская финифть». Живописец, эмальер, участник многочисленных российских и зарубежных выставок. Заслуженный художник России. Работы Виктора включены в коллекции крупнейших музейных собраний финифти России – Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» и музея фабрики «Ростовская финифть».

Сармьенто Сото Дора Люз (Мексика)

Дора Луз Сармьенто родилась в 1966 г. в Мексике, штат Обрегон, и живет там сейчас. С раннего детства она была погружена в мир искусства. Брала уроки у художников своего региона. В 1987 г. поступила на художественный факультет Технологического института г. Сонора, обучалась рисунку, акварели, гравюре, масляной живописи, ее учителем стал известный художник Ектор Мартинес Артеш (Hector Martinez Arteche). В 1993-1996 гг. прошла несколько курсов по визуальным искусствам в Университете Сонора Ермосильо, участвуя не менее чем в четырех выставках в год. На счету Доры – персональные и групповые выставки в городах Ла Паз, Кабос, Лоретто (Мексика). В 2013-12014 гг. – участник международных выставок в США, Мексике, Франции.

Дора, вдохновляясь красочностью наблюдаемой повседневности, берет в качестве основных элементов своих произведений фрагменты повседневной жизни. Она зовет зрителя разделить с не радость от увиденного и готовность наслаждаться жизнью.

Труба Жорж (Франция)

Своими творческими ориентирами в мире искусства Жорж считает Кандинского, Малевича, Полякова и Ротко. На полпути между геометрической абстракцией и лирикой, под влиянием Полякова и д`Естев Жорж Труба с наслаждением находит вдохновение в творчестве художников этого направления и интерпретирует их в свойственной только ему манере, отмечая: «Самое главное для меня – это цвет, а форма нужна лишь для того, чтобы лучше его выразить». Жорж отказался от масляных красок, так как счел, что они ограничивали его в исследовании цвета. Сейчас он работает акриловыми красками, в смешанной технике коллажа и пастели.

Участвует в выставках с 17 лет. С 2007 г. он – пожизненный член Союза художников Франции. В Национальном совете Франции при ЮНЕСКО отвечает за развитие пластических искусств. Член Фонда Тейлор (Париж). Награжден Золотой медалью за заслуги перед Францией. На его счету – полтора десятка персональных выставок и участие в национальных и международных салонах и выставках во Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии и странах Африки.

Чернышов Игорь (Россия)

Родился в 1969 г. в г. Кадом Рязанской обл. В 1989 г. окончил Рязанское художественное училище по специальности художник-оформитель. Выполнял оформительские заказы, пробовал себя в масляной живописи. Сейчас полностью ушел в занятия гравюрой: получили широкую известность его серии остроумных и технически совершенных офортов. С 2004 г. – член творческого объединения «Родники» (выставочный зал «Выхино», Москва), в 2006 г. стал победителем конкурса «Аэрограф» (Лужники, Москва). В 2014 г. участвовал в международной выставе «Диалог с Зеленой полосой» (музей «Ростовский кремль», г. Ростов Великий). В 2003 г. вместе с Олегом Пичикиным основали мастерскую печатной графики – печатный дом «Арт-градъ». Мастерская участвует в выставочных проектах, выполняет заказы на создание ледяных скульптур. Идет работа над проектом книги ручной работы «Золотое кольцо в праздниках».

Ширяева Елена (Россия)

Елена родилась в 1954 г. в Ярославле. В 1974 г. окончила Ярославское художественное училище. С 1994 г. – член Союза художников России. Участник областных, региональных, российских, зарубежных и международных выставок. Работы художника были представлены на десяти персональных выставках. Произведения находятся в собрании Ярославского художественного музея, в частных коллекциях России и за рубежом.

Художница достаточно рано определилась с техникой и стилем – выполненные ею батики узнаваемы и любимы зрителем, оценены искусствоведами. Ее работы во всей полноте используют декоративные возможности текстиля, совершенны в колористическом плане.  Художественные образы, рожденные фантазией художника, оказываются воплощены технически безупречно.

 

Эрнандес Доминик (Франция)

Увлеченная, тонкая, любознательная и пытливая от природы, Доминик полностью реализует себя в своих произведениях. Она любит творить и играть с формами. Ее работы экспрессивны и светоносны, они зовут зрителя к путешествию в невероятно разнообразный мир мечты художника. Доминик работает в различных техниках: акварель, акрил, китайская тушь. Ее творческий стиль отличают оригинальность и узнаваемость. Выражая свое тонкое ощущение мира, художник вызывает у зрителя искреннюю ответную реакцию. Доминик нравится думать, что она помогает людям взглянуть на привычные вещи другими глазами, предлагая зрителю путешествие в иную реальность, где каждый может испытать особенные эмоции, пробуждаемые произведением искусства.

Доминик Эрнандес – участник многочисленных международных выставок во Франции, США, Мексике, Германии, Италии и России, лауреат ряда конкурсов, салонов и выставок.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ