Выставка "Ростовские и ярославские эмальеры": к 85-летию Ярославского отделения Союза художников России
27 июня 2018
Вера Пак
  • И.А. Алексеева. Вишни цветут. 2018.
    И.А. Алексеева. Вишни цветут. 2018.
  • А.А. Назаров. Брошь. 1920-е гг.
    А.А. Назаров. Брошь. 1920-е гг.

Это  вторая выставка из тех, которыми  музей «Ростовский кремль» участвует в торжествах по случаю 85-летию Ярославского отделения Союза художников России. В отличие от первой (на которой были представлены живопись, графика и в незначительном объеме эмаль) эта выставка посвящена исключительно творчеству эмальеров. Важно отметить, что в этой технике (финифть, горячие эмали) работает большинство ростовцев – членов СХ.

На выставке будут представлены экспонаты из фондов Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», частных коллекций (Москва), авторские работы ростовских и ярославских художников. В выставке принимают участие известные предприятия города: фабрика «Ростовская финифть», мастерские «Хризолит», «Ростовская эмаль» и Ювелирный дом «Александр Рудник».

По сложившейся традиции музей отмечает юбилейные даты в ростовской финифти. В 2018 году целая череда персональных юбилеев от 145 до 45 лет со дня рождения как знаменитых, так и не столь известных широкому кругу финифтяников, но и те, и другие внесли и продолжают вносить свой вклад в расцвет ростовской финифти.

В творчестве художников-финифтяников развиваются классические традиции промысла в жанрах портрета, пейзажа, иконы, цветочной миниатюры и тематической композиции. Наряду с этим ростовцы освоили сложную ювелирную технику изготовления посуды и окладов икон, украшенных росписью по эмали.

Не обошла стороной настоящую выставку, хотя и стоит особняком, ещё одна дата – 100-летие со дня гибели Царской семьи, поскольку исторически ростовская финифть неоднократно «пересекалась» с представителями рода Романовых. В начале ХХ века, как было принято в то время, наши мастера писали финифть и в значимые юбилейные события лично преподносили свои работы царственным особам. Например, в Музее финифти экспонируется фотокопия одной из подаренных памятных финифтяных икон в честь коронации Николая Александровича и Александры Федоровны в 1896 году. Известно, что один из лучших мастеров Александр Алексеевич Назаров в 1913 году подарил портретную миниатюру на эмали своей работы царю Николаю II, за которую впоследствии он был пожалован дорогими часами фирмы Бурэ. Традицию создания классических портретных миниатюр Царской семьи продолжил современный художник Сергей Олегович Минько. В оправах московской творческой фирмы «Сирин» эти работы по праву можно назвать жемчужинами выставки.

Среди ростовских юбиляров такие известные деятели, как Александр Алексеевич Назаров, по признанию современников – «ростовский Рафаэль», (исполняется 145 лет со дня его рождения) и руководитель Учебно-показательной школы финифти в 1920-е годы выпускник Строгановского художественно-промышленного училища Александр Иванович Звонилкин (135 лет со дня рождения). Памяти этих двух личностей посвящен целый комплекс предметов (финифть, фото, документы), так как именно им обязаны мы тем, что промысел финифти сохранился в переломные советские годы и продолжил развитие в творчестве последующих поколений талантливых мастеров, среди которых был первый Заслуженный художник России в Ростове Николай Александрович Куландин и его современник Виктор Дмитриевич Котков. Кстати, В.Д. Котков также входит в число юбиляров текущего года.

Современная финифть давно вышла за рамки непосредственно эмалевой миниатюры, все более сближаясь и взаимодействуя с эмальерным станковым искусством. Этот фактор стал одним из решающих в творческом взаимодействии ростовских и ярославских эмальеров.

В Ярославле работает целое направление художников в технике условно называемой «горячей эмали». В 1992 году, основываясь на том, что именно во входящем в состав Ярославского региона Ростове Великом сохранился уникальный финифтяной промысел, Народный художник России Александр Андреевич Карих основал объединение «Эмалис». С его легкой руки в него вошли не только традиционные ростовские финифтяники, но и настроенные на постижение секретов эмальерного искусства художники различных других современных направлений. Утверждению и укоренению на ярославской почве тяги к эмальерному творчеству способствовали регулярно проводившиеся в городе Ярославле симпозиумы под руководством А.А. Кариха. Теперь в этой технике работает множество художников, и в том числе ростовских. Раздел современных станковых эмалей ярославских художников подготовлен научным сотрудником Е.Г. Артемичевой.

Выставка откроется в Самуиловом корпусе (3-й этаж).

КАК ДОБРАТЬСЯ