Имя в истории музея: И.Н. Богословский
16 ноября 2017
Александр Мельник
  • Имя в истории музея: И.Н. Богословский
    Имя в истории музея: И.Н. Богословский

Иван Николаевич Богословский (1858 — около 1923 г.), судя только по оставленным им научным, трудам, играл весьма значительную роль в первые десятилетия существования ростовского музея. Однако, в отличие от основателей музея А. А. Титова и И. А. Шлякова, имя его упоминается крайне редко. Большинство работ И. Н. Богословского оказалось забыто. Недаром сведения о нем отсутствуют даже в вышедшем недавно библиографическом указателе «Ярославские краеведы».

Попытаемся же восстановить память об этом незаслуженно забытом человеке.

И. Н. Богословский родился 22 июня 1858 г. в семье священника Тверской епархии. В 1883 г. он заканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 августа того же года И. Н. Богословский «был определен на вакантную должность учителя географии и арифметики в Ростовского духовном училище, которое располагалось в Самуилове корпусе Ростовского кремля.

Для нас не так важна служебная деятельность И. Н. Богословского. Хотя нужно отметить, что она протекала вполне успешно. В 1894 г. он – член и делопроизводитель правления училища. С 1896 г. – старший преподаватель училища, награждался двумя орденами Св. Станислава м орденом Св. Анны.

Конечно, И. Н. Богословский интересен нам прежде всего как сотрудник музея, ученый, краевед.

Можно предположить, что на двадцатипятилетнего И. Н. Богословского большое впечатление произвело торжественное открытие ростовского музея церковных древностей, состоявшееся 28 октября 1883 года, ведь оно произошло лишь через несколько месяцев после появления его в Ростове. Вскоре молодой учитель входит в число наиболее деятельных сотрудников музея, позже становится секретарем комитета музея. Подчеркнем, что в то время все сотрудники музея работали только на общественных началах, не получая никакой платы.

С первых шагов на музейном поприще И. Н. Богословский специализируется на изучении древнерусской живописи. В тот же период в искусствоведческой науке господствовал иконографический метод. Естественно, именно этим методом и пользовался И. Н. Богословский в своих исследованиях. Богословское образование, знание греческого, латинского языков, а также немецкого, на котором в ту пору выходила значительная часть искусствоведческих трудов в Европе, сильно облегчали его работу.

В первой монографии И. Н. Богословского, вышедшей в 1887 г., рассматривалась иконография последних событий земной жизни Иисуса Христа. Материалом для изучения послужили иконы из собрания ростовского музея.

Затем И. Н. Богословский предпринимает капитальном исследование, посвященное иконографии Бога Отца. В отечественной науки такого рода работа была первой, что уж« само по себе говорит о его значимости.

Для своего анализа И. Н. Богословский привлек не только публикации памятников древнерусской живописи, но и многочисленные западноевропейские издания о раннехристианском искусстве. Проследив зарождение и эволюцию иконографии Бога Отца, он пришел к выводу, что «она в своем развитии переживает все моменты, через которые прошло искусство, в историческом развитии: способ изображения символический, когда показывает Его под образом десницы, аллегорический, когда от Отчего образа или Бога Сына возносит нашу мысль к Первообразу, Богу Отцу, и, наконец, способ изображения исторический или прямой, когда представляет Его в образе старца или «Ветхого денми».

Столь глубокие познания в христианской иконографии позволили И. Н. Богословскому в последующие годы осуществить «Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей». В предисловии к нему автор пишет: «При том состоянии музея, в котором он находится в настоящее время, задача в отношении к нему должна состоять не столько в пополнении его новыми предметами, сколько в описании уже существующих».

В 1910 г. И. Н. Богословский выпускает сугубо краеведческую книгу под названием «Ростовское озеро Ярославской губернии», в которой были обобщены основные исторические сведения, касающиеся озера Неро.

На следующий год выходят в свет краткий и полный путеводители по ростовскому музею церковных древностей, автором которых был И. Н. Богословский. Полный вариант путеводителя фактически стал следующим шагом в осуществлении идеи И. Н. Богословского о максимально полном описании коллекций, имеющихся в музее.

На последней работе И. Н. Богословского хочется остановиться особо. Ее название «Филарет Никитич Романов и город Ростов Ярославский». Она вышла в 1913 г. и была приурочена к трехсотлетию дома Романовых. В ней автор, опираясь на тщательный анализ всех имевшихся в его распоряжении письменных источников, убедительно опровергает легенды, которые связывали два здания Ростовского кремля с именем Филарета Романова. И. Н. Богословский утверждал, что ни в «доме на погребах» (№ 3), ни в так называемых «иерарших палатах» (№ 2) Филарет никогда не жил, так как они были построены значительно позже его смерти, лишь во второй половине XVII в. при митрополите Ионе Сысоевиче. Конечно, этот вывод еще не мог быть окончательным, поскольку не имел подкрепления данными натурного изучения указанных памятников, Только в недавнее время мнение И. Н. Богословского нашло окончательное подтверждение.

Разумеется, кроме сугубо научной, И. Н. Богословский постоянно вел текущую музейную работу, без которой просто не мог бы нормально существовать музей. Не случайно в 1923 г. директор музея Д. А. Ушаков, подводя итоги работы музея за сорок лет, причислил И. Н. Богословского к тем немногим, кто «вынес на своих плечах организационную и долгое время собирательскую и экспозиционную работу и при том совершенно безвозмездно».

Опубликовано: «Ростовский гражданин», № 23, 07.06.1991

КАК ДОБРАТЬСЯ