КОНЮШЕННЫЙ ДВОР: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
30 мая 2017
  • Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
    Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
  • Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
    Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
  • Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
    Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
  • Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
    Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
  • Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
    Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
  • Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ
    Андрей Хрунов: ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО СЧИТАТЬ СПАСЕННЫМ

Мы беседуем с заместителем директора ГМЗ «Ростовский кремль» по реставрации и строительству Андреем Владимировичем Хруновым.

 

Конюшенный двор печально известен тем, что несколько десятилетий центр Ростова украшали не слишком романтические руины. Как памятник дошел до такого состояния?

В конце 1970-х годов из «Конюшенного двора» была выведена воинская часть, собственно, от этого момента можем отсчитывать период запустения. Была попытка сноса, она не состоялась, хотя успели разрушить северо-восточный угол здания. В момент разрушения проявились фрагменты архитектурных элементов фасада, характерные для периода строительства, то есть конца XVII в. Выяснилось, что памятник XVII в, считавшийся фактически утраченным, не был целиком разобран в середине XIX века, а был приспособлен под нужды и эстетику того времени. Были срублены тесаные кирпичные очелья окон, вертикальные членения фасадов - лопатки, пробиты оконные проемы в соответствии с регулярным планом: в целом Конюшенный двор приобрел стилистические черты классицизма.

После обращения ВООПИК Министерство культуры РСФСР издало приказ от 20.11.1979 г. № 536 «О сохранении и использовании здания Конюшенного двора в г. Ростове Ярославской области». Документ предписывал органам исполнительной власти, музею-заповеднику «Ростовский кремль», общественным и проектным организациям предпринять ряд мер по обеспечению сохранности памятника XVII в. Музею, в частности, поручалась подготовка задания на проектирование «… имея в виду подготовку к использованию его [здания] … музеем-заповедником». Распоряжением Совета Министров РСФСР от 15.08.1980 г. № 1297-р Конюшенный двор был признан объектом культурного наследия республиканского значения.

В 1980 – 1981 годах институт «Спецпроектреставрация» разработал «Проект реставрации и реконструкции первоначального облика Конюшенного двора» (автор А.Ф. Панкин). Проект предполагал воссоздание облика здания на период его строительства в конце XVII в. К сожалению, как это бывает, к реализации проекта так и не приступили.

С годами – не без помощи людей – Конюшенный двор приобрел вид руин. Кто-то брал оттуда кирпич, началось обрушение крыш и перекрытий. В этом виде памятник пребывал последние 30 лет. В конце 2000-х годов состояние можно было охарактеризовать как остро аварийное.


 Что послужило толчком к началу реставрации?

На этом памятнике ставили крест, к нему боялись подступиться, так как задача действительно масштабная. Еще до 2010 года на повестке стоял вопрос об «утилизации аварийного объекта недвижимости», то есть о сносе уникального памятника русского средневековья. Директор музея Наталия Каровская решила бороться за Конюшенный двор. Губернатору (тогда Сергею Вахрукову) она представила концепцию развития, появилось понимание, нас услышали. Министерство культуры выступило заказчиком проекта противоаварийного раскрепления стен, усиления фундаментов. В 2012 году МК РФ решило начать реставрационные работы. Весной 2013 года на объект зашел подрядчик. Параллельно продолжилась работа по подготовке проекта реставрации и приспособления здания под общую концепцию развития музея-заповедника «Ростовский кремль». Автором проекта выступили «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (Москва).  Проект ставит целью восстановить облик здания на период строительства – конец XVII века, в той мере, насколько это возможно сделать достоверно. Но он учитывает и реконструкцию XIX века, которая затронула, например, восточный фасад восточного корпуса.

 

Насколько сложна эта реставрация?

Процесс сложный, попытки отреставрировать такие объекты далеко не всегда удачны. Здесь главная задача – сохранить не только объемно-планировочные показатели, но и подлинность. Подлинность кирпичной кладки, например, – в массиве своем оригинальная кладка по возможности показана. Есть пожелание, чтобы фасады и интерьеры были оставлены без покраски, и авторы проекта готовы согласиться в этом с нами. Задача стоит, чтобы многострадальный объект сам о себе рассказывал даже непосвященным людям. Например, наклон стены северного корпуса, который живо обсуждался в соцсетях. Там, действительно, критическое отклонение от оси – больше 40 см, но мы намеренно зафиксировали и стабилизировали это отклонение, чтобы показать уровень проблем, которые достались реставраторам.

А идея со срезанным углом, который показан стеклянной стеной, как оценивается?

Неоднозначно. В принципе, стекло хорошо отражает наш замысел визуализации отсутствующего участка. Плюс по проекту предусмотрены деревянные ламели, выглядит это как жалюзи. Иногда такая реставрационная провокация идет только на пользу памятнику, так как она вызывает мысли о его структуре и степени сохранности, вызывает споры… А, значит, провоцирует небезразличное отношение граждан ко всему культурному наследию.

Внутренняя планировка – в какой мере ее удастся сохранить или приспособить к новым задачам?

Мы сохраняем планировку на период реконструкции XIX века: членение поперечными стенами, лестничные марши. Кроме того, мы добавляем межэтажные перекрытия там, где на момент строительства их не было. Тут мы исходили из соображений увеличения полезной площади и учитывали современные нормы проектирования.

Функционально здесь будет несколько зон – экспозиции, хранение, зона приема посетителей. Как это отражено в нынешней планировке?

Общая площадь комплекса – 3668,55 кв. м. Первый этаж восточного корпуса (тот, что ближе к стенам ансамбля кремля), – это входная группа, зона гостеприимства со всей инфраструктурой: кассы, гардеробы, санузлы; на втором экспозиционные площади. Большая часть западного и северного корпусов – помещения хранения и реставрационные мастерские. В западном корпусе будет расположен автономный источник тепла – газовая котельная.

К вопросу о газе: как сейчас обстоит дело с коммуникациями?

Вопрос обеспечения объекта наружными коммуникациями не удавалось решить на протяжении нескольких лет. По причине отсутствия на объекте  водоснабжения, водоотведения и, главное, отопления в 2016 году финансирование работ федеральным центром было приостановлено. 

Музею пришлось изыскивать возможности провести электричество, воду, канализацию самостоятельно. Из-за того, что мы не можем дать на объект тепло – хотя бы по временной схеме, – невозможно начать внутренние работы. Была попытка централизованного отопления от городских сетей, что предполагало реконструкцию городской котельной. Это вариант позволял нам модернизировать систему теплоснабжения всего ансамбля кремля и даже центральной части Ростова. Но проект вышел слишком затратным, мы вернулись к автономному варианту.

Несмотря на то, что глобальный проект модернизации теплосетей не прошел, мы все равно можем утверждать, что музей серьезно вкладывается в жизнь города.

Бесспорно, мы берем на себя определенные градостроительные функции. Хотелось бы более четкого понимания и признания этого факта: музей – катализатор развития центральной части Ростова. Экономика реставрационного процесса включается в себя множество факторов, вплоть до того, что, когда подрядчик работает на объекте, он обеспечивает заказами все близлежащие точки общепита и магазины стройматериалов.

Сколько рабочих занято на объекте?

В самые ответственные моменты до 150 человек работают в две смены.

А музей как влияет на реставрацию? У нас есть Министерство культуры как заказчик, есть ЦНРПН как авторский надзор, есть подрядчик, технический надзор. Где музей в этой системе?

Вся логика реставрации направлена на реализацию задач музея как федерального учреждения культуры: от обсуждения эскизных предложений до конкретных технических решений в процессе работ. Ведь конечным результатом реставрации Конюшенного двора должно стать создание первоклассного современного музея.

Какие прогнозы по вводу в эксплуатацию?

В целом, объект как памятник архитектуры уже сейчас можно считать спасенным. Впереди работы по приспособлению: устройство перегородок, внутренняя отделка, инженерные системы и коммуникации, благоустройство территории. По «техническому календарю» достаточно двух сезонов для завершения работ.

 

По окончании двух сезонов прибавьте еще время на освоение пространства, оборудование, создание экспозиций.

Два сезона – это два лета?

Мы предполагаем вскоре дать на объект тепло (проект газоснабжения находится на стадии завершения государственной экспертизы). При этом условии работы можно будет вести и в зимний период.

Расскажите об археологическом исследовании памятника.

В 2016 году заведующий археологическим отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Алексей Каретников получил открытый лист, начались масштабные раскопки силами музея. На 2017 год, надеюсь, тоже получим разрешение на раскопки: тактическая задача сейчас – добраться до определенных мест раньше, чем подрядчик. Например, интересные находки археологов связаны с тем периодом, когда памятник был недоступен исследователям, а именно, когда в нем располагалась воинская часть: найдены муляжи пистолетов и гранат, гильзы, канцелярские принадлежности. Очень интересная задача - исследование памятника на период его существования в XX в.

У музея грандиозные планы по реставрации и музеефикации еще нескольких крупных объектов в Ростове.

Я бы даже сказал, здесь на переднем плане вопрос их эксплуатации. В исторической части Ростова все уже построено – вот кремль, вот валы, вот усадьбы. Используй, сохраняй, зарабатывай. А наша задача – создать систему эксплуатации, достойную этого наследия.

Беседовала Ирина Плишина

КАК ДОБРАТЬСЯ