Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
24 января 2017
Татьяна Колбасова
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
  • Собрание живописи музея «Ростовский кремль»
    Собрание живописи музея «Ростовский кремль»

Собрание живописи XVIII–XX вв., насчитывающее сегодня свыше 800 полотен, начало формироваться с первых дней существования Ростовского музея церковных древностей. Уже первая его экспозиция включала живописные портреты, что явилось отражением возросшего интереса к этому жанру в конце XIX в.

Первые поступления, составившие основу собрания – «провинциальные портреты», сохранившие для нас облик людей XVIII–XIX столетий, среди которых представители известных дворянских родов России, именитые деятели церкви, почтенные ростовские купцы.

Позднее, 4 сентября 1921 г. в Ростовском музее открылась картинная галерея. Именно тогда были сформированы основы коллекции картинной галереи и разработаны принципы ее показа.

В настоящее время значительную часть коллекции XVIII-XIX вв. составляет провинциальный портрет; произведения классической русской живописи XVIII - XIX в.: Н.И. Аргунова, Ф.А. Бруни, В.Л. Боровиковского, Г. Сердюкова, А.В. Тыранова, В.К. Шебуева. И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н.Н. Дубовского, Ф.А. Васильева, Н.В. Неврева, П.А. Брюллова, А.М. Корина, В.Д. Поленова и др. Несколько произведений принадлежит кисти художников-иностранцев, работавших в России в первой половине XIX века, – К.Х. Фогеля фон Фогельштейна из Германии, К.П. Мазера из Швеции, И.И. Олешкевича из Польши.

Особое значение имеет коллекция произведений художников «левых» направлений, поступившая в 1922 г. из Отдела ИЗО Наркомпроса. Скомплектованная по принципам Музея художественной культуры, она отличается цельностью, высоким художественным уровнем и является своеобразным памятником музейного строительства того времени. Чтобы ее получить, сотрудники музея вели работу более двух лет. Первое известное нам письмо с просьбой о содействии в получении произведений для организации Музея художественной культуры адресовано известной художнице Л.С. Поповой, жене исследователя ростовской старины Б.Н. фон Эдинга. Письмо датировано январем 1920 г., и только 26 августа 1922 г. заведующий Музеем художественной культуры Наркомпроса П.В. Вильямс передал хранителю Ростовского музея С.Н. Иванову 59 произведений живописи, графики и скульптуры художников «левых» направлений. Это работы основных мастеров объединения «Бубновый валет», неопримитивизма и направлений беспредметного искусства 1910-20-х годов - кубизма, супрематизма, конструктивизма – П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова, А.В. Куприна, Р.Р. Фалька, А.В. Шевченко, Н.А. Удальцовой, О.В. Розановой, А.А. Экстер и др.

Ростов в произведениях изобразительного искусства – особый раздел коллекции музея. Иконография Ростова, запечатленная в рисунках и эстампах, позже – в живописных работах, известна с начала XIX века. На рубеже XIX–XX веков, на волне интереса к отечественной истории и древностям, когда по всей России открывались музеи, основывались губернские ученые архивные комиссии, возрождались ремесла, художники особенно часто стали посещать древнерусские города. «Ростовская газета» летом 1912 года отмечала «наплыв художников для зарисовки кремля». Именно к этому периоду написанные в Ростове картины И.Л. Калмыкова и К.Ф. Юона, которые сейчас входят в музейное собрание.

Подобный же всплеск интереса к архитектуре и жизни древнерусских городов повторился в конце 1960-х годов. В Ростов вновь стали приезжать мастера разных поколений, для которых памятники города оказались источником вдохновения на многие годы. В этом разделе достаточно широко представлено творчество московских живописцев В.Н. Забелина, Б.В. Щербакова, Г.И. Незнайкина, Г.А. Лемана, С.А. Гавриляченко; ярославских и ростовских художников А.Ф. Булдыгина, Ю.М. Баранова, В.К. Золотайкина.

Особое внимание музей всегда уделял произведениям художников, чья личная и творческая биография связана с Ростовом. В живописном собрании представлены работы уроженца Ростовской земли, любимого ученика И.И. Левитана – П.И. Петровичева. Художник родился в Ростовском уезде, в 1891-1892 гг. работал в Ростовском музее церковных древностей. После переезда в Москву, художник приезжал в Ростов на протяжении всей своей жизни. Созданные здесь архитектурные пейзажи, интерьеры церквей составляют значительную часть его творческого наследия.

Произведения П.И. Петровичева были среди первых поступлений картинной галереи Ростовского музея древностей, некоторые его работы поступили в 1920-30-е гг. Вновь пробудился интерес к творчеству художника в 1980-е гг., когда от наследников поступило 12 картин и этюдов. В 1999 г., год 125-летия со дня рождения художника, О.П. и Н.П. Петровичевы передали в дар связанные с жизнью и творчеством их отца документы, ряд его рисунков. Сейчас собрание Ростовского музея насчитывает 25 станковых работ художника, и это одна из наиболее значительных, как по количеству, так и по качеству, музейных коллекций П.И. Петровичева.

Еще один художник ростовского происхождения, имевший всесоюзную известность в 1950-70-х годах, – Р.Н. Галицкий. Его первыми наставниками в художественном образовании была мать Елена Васильевна, Заслуженный учитель РСФСР, и известный искусствовед А.М. Эфрос, в довоенные годы живший в доме Галицких. Выпускник Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, ученик Д.К. Мочальского и В.Г. Цыплакова (работы последнего тоже представлены в музее), Р.Н. Галицкий известен жанровыми и историческими композициями. Он написал также много пейзажей, в которых запечатлел своеобразие и красоту Ростова. Часть из них хранится в фондах Ростовского музея.

Из работ, поступивших в последнюю четверть века, прежде всего нужно отметить произведения мастеров «московской школы» живописи, которая традиционно определяется приобщенностью к национальной живописной традиции, идущей, главным образом, от «Союза русских художников», приверженностью к излюбленному кругу сюжетов, связанных преимущественно с миром русской деревни, современной провинции. Хранящиеся в музее полотна В.М. Сидорова, Ю.П. Кугача, А.П. и С.П. Ткачёвых отличают высокая культура живописного языка и реалистическую достоверность образа.

В ростовском собрании представлены художники, заявившие о себе в 1960-е годы, выступление которых связывают с понятием «суровый стиль», когда утверждались принципы пластической экспрессии, актуализировались специфически живописные выразительные средства. Это картины Н.И. Андронова, В.И. Иванова. Музей по праву гордится тремя «мистически бестелесными», по определению критики, картинами В.Г. Вейсберга, который занимает прочное место во всей художественной культуре ХХ века.

Коллекция произведений изобразительного искусства XVIII–XX веков Ростовского музея продолжает расти, сохраняя высокий качественный уровень и свое неповторимое лицо.

                                                                                                                                                                                       По материалам книги:
                       Ким Е., Колбасова Т. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» Русская живопись XVIII – XX веков. М., 2003. 

КАК ДОБРАТЬСЯ