Музей финифти в Ростовском кремле
14 января 2017
Вера Пак
  • Музей финифти в Ростовском кремле
    Музей финифти в Ростовском кремле

Появление отдела финифти в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» было непосредственно связано с изменением статута музея и его внутренней структуры. Третьего июля 1995 г. на базе художественного отдела возникли Музей финифти, Картинная галерея и отдел древнерусского и декоративно-прикладного искусства.

Ранее изучением истории финифти в разное время занимались Э.И. Доминяк, Е.Ю. Горшкова и другие сотрудники художественного отдела; с 1995 года финифть XVIII – XIX вв. стала предметом исследования научного сотрудника М.М. Федоровой, а проблематика ХХ в. – В.Ф. Пак. Музей финифти (на правах отдела) возглавлял в 1999-2001 гг. заместитель по научной работе музея В.В. Зякин.

Финифть в музее «Ростовский кремль» экспонировалась на выставках, которые периодически меняли друг друга, последняя из них «70 лет советской ростовской финифти» (1988-1998, экспозиционеры А.Е. Зайцев и М.М. Федорова) отражала в достаточной полноте всю историю развития промысла и располагалась на третьем этаже Самуилова корпуса.

Еще в первой половине 1990 гг. появилась идея создания Музея финифти, а в 1999 г. В.В. Зякин написал концепцию его создания. В последующие годы было отреставрировано здание Судного приказа, заказано новое экспозиционное оборудование, и в начале 2000 г. началось непосредственное создание экспозиции.

Тематическая структура экспозиции ростовской финифти XVIII – XIX вв. была разработана М.М. Федоровой, а ХХ в. – В.Ф. Пак. Непосредственным созданием Музея финифти занимался весь отдел под руководством В.В. Зякина.

Летом 2000 г. была открыта анфилада из трех залов, несколько позже - зал технологии производства финифти, где также представлены различные виды эмалей.

В 2001 г. в Ростове в рамках проведения Дней европейского культурного наследия прошли творческий семинар ростовских и лиможских эмальеров «Ростовская финифть – Лиможская эмаль. Миниатюрная живопись на рубеже XX – XXI вв.», научная конференция и выставка по итогам работы семинара. Сотрудники Музея финифти В.В. Зякин и В.Ф. Пак приняли в них активное участие.

В 2000 гг. отдел активно занимался научной деятельностью: В.Ф. Пак защитила диссертацию на звание кандидата искусствоведения по теме «Ростовская финифть ХХ в.: история и художественные особенности» (2002); М.М. Федорова – диссертацию на звание кандидата культурологии по теме: «Ростовская иконопись на эмали XVIII-XIX вв.» (2009), в 2006 г. вышел в свет иллюстрированный биобиблиографический словарь «Ростовская финифть ХХ века» (автор В.Ф. Пак); сотрудники принимали активное участие в работе международных и отечественных научных конференций с докладами по истории ростовской финифти XVIII-XXI вв.

В 2003 г. в отделе появилась в качестве лаборанта, а затем научного сотрудника Е.Г. Горелышева (Артемичева), в настоящее время она исследует тему выставочной деятельности ростовской финифти рубежа XIX – XX вв. и деятельность финифтяного цеха при артели инвалидов в 1930-е гг.

С открытием Музея финифти у отдела появился собственный выставочный зал. Серию вернисажей открыла персональная выставка первого в Ростове Великом Заслуженного художника России Николая Александровича Куландина (2000). С тех пор здесь ежегодно проводились выставочные проекты современных художников (автор экспозиций В.Ф. Пак), а также выставки: «Новые поступления финифти (2001-2002), «Ростовская финифть конца ХХ – начала XXI вв. из коллекции Сивцовых» (2003), «Образ Воскресения» (2011), экспозиционер М.М. Федорова.

В 2004 г. после реставрации в примыкающей к зданию Судного приказа Часобитной башне открылся новый выставочный зал Музея финифти. Здесь прошли вернисажи: «Искусство эмали начала XXI века в Ростове» (2004), «Ростов Великий – Святая земля» (2005) (экспозиционеры М.М. Федорова и В.Ф. Пак); «Лариса Самонова: финифть, рисунок, акварель» (2005) и «Ростовская эмаль начала XXI века» (2008) (экспозиционер В.Ф. Пак). Последняя выставка пользовалась особым успехом посетителей и в 2010 году была переведена в ранг постоянной экспозиции.

Силами всех сотрудников отдела осуществлялись выставочные проекты: «Традиции и современность ростовской финифти» (1997), персональная выставка семьи Алексеевых (2001), персональные выставки художников А.В. Тихова (1998), Т.С. Михайленко (1999) и ряд других, а вне стен Музея – передвижные выставки ростовской финифти в Муроме (1996) и во Владимире (2012).

Кроме того, специальный раздел финифти регулярно экспонировался на выставках Товарищества ростовских художников, проводимых в «Ростовском кремле» и Выставочном зале Ярославского отделения Союза художников России в 1996-2012 гг. (экспозиционер В.Ф. Пак).

Отдел финифти на протяжении всего своего существования активно сотрудничает с художниками промысла, и в частности, с выдающимся самобытным художником современности Александром Алексеевичем Алексеевым. Последний в 2001-2008 гг. работал над монументальным панно на тему творчества ростовского финифтяника XVIII в. Алексея Всесвятского. Вскоре уникальное панно украсило стену лестничного марша в фойе Музея финифти. Немалое количество разноцветных эмалей для панно художник плавил самостоятельно и специально для обжига большого формата пластин изготовил печь. Алексеев изобразил работающего в своей келье в церкви Всех святых мастера финифтяных дел, воссоздав старинную атмосферу и изобразив все технические приспособления, которыми пользовались мастера. Художник наглядно отразил весь процесс изготовления финифти от вырезания из листа меди пластины – до горна для обжига, мехов и ряда других приспособлений, облик которых был им по крупицам воссоздан. Огромный каменный курант и печь в зале технологии основной экспозиции Музея финифти появились также благодаря непосредственному живому участию художника-исследователя А.Г. Алексеева в деятельности музея. В 2008 г. прошла выставка "Александр Алексеев. Поиски и открытия", посвященная созданию этого уникального панно (экспозиционер В.Ф. Пак). По итогам выставки была опубликована статья в сборнике «Макарьевские чтения»

В 2010 г. произошли структурные изменения: Музей финифти стал сектором отдела декоративно-прикладного и народного искусства (последний существует с 1999 г.). Вскоре М.М. Федорова перешла работать в Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, а Е.Г. Артемичева до января 2015 г. находилась в декретном отпуске. В 2012 г. прошло пять выставок, и в том числе посвященный 1150-летию Ростова Великого цикл: «Весенняя выставка финифти Товарищества ростовских художников», «Владимир и Ольга» и «Великий град Ростов в творчестве финифтяных дел мастеров». Все они имели широкий резонанс и пользовались успехом зрителей.

В 2013 г. в Музее финифти открылись выставки: «Ростовский кремль в финифти», «Выставка ранней ростовской финифти из коллекции музея-заповедника «Ростовский кремль», а в Кекинском доме – «Графика В.Д. Коткова (1933-2001). К 80-летию со дня рождения художника».

В 2014 г. в музее учрежден фестиваль «Ростовская финифть», представляющий не только собственно традиционный промысел, но и творчество мастеров современной эмали. К фестивалю была приурочена выставка «Юбиляры ростовской финифти». Ко II фестивалю финифти были организованы выставки: «Современные ростовские эмали» и «Творчество Виктора Ивановича Полякова. К 60-летию со дня рождения», каждая из которых сопровождалась выпуском каталога (автор В.Ф. Пак).

Одним из событий III фестиваля 2016 г. стала персональная выставка А.Г. Алексеева, сопровожденная выпуском каталога работ мастера из музейных и частных собраний России – «Ростовский эмальер Александр Алексеев». Кроме того, в Красной палате прошла выставка «Современные эмали», к открытию которой был выпущен буклет (экспозиционер и автор буклета В.Ф. Пак).

КАК ДОБРАТЬСЯ