Голоса Поднебесной империи
24 ноября 2016
Елена Брюханова
  • Голоса Поднебесной империи
    Голоса Поднебесной империи
  • Голоса Поднебесной империи
    Голоса Поднебесной империи
  • Голоса Поднебесной империи
    Голоса Поднебесной империи
  • Голоса Поднебесной империи
    Голоса Поднебесной империи
  • Голоса Поднебесной империи
    Голоса Поднебесной империи
  • Голоса Поднебесной империи
    Голоса Поднебесной империи
  • Голоса Поднебесной империи
    Голоса Поднебесной империи

Для большинства русских людей Китай по сей день – загадочная земля, представления о которой довольно туманны. Исторически Китай – сосед, отношения с которым складывались не всегда просто.

Более полутора тысяч лет эта страна развивалась обособленно. Жители её были убеждены, что они в мире – единственные, и государство их находится в самом центре земли, как раз под  входом на божественное небо. Отсюда название страны - «Поднебесная империя». Оно подчеркивало громадность его мыслимой территории – всей земли. Небо для китайцев символизировало Божественное, чистое, священное начало, на котором основывались вера, обряды и традиции.

Межгосударственные отношения наших стран, в первую очередь торговые, стали складываться довольно поздно. Впервые лишь в 1582 году Россия отправила своих представителей в сибирские земли обследовать реку Обь и проведать – “где Китайское государство и как богато, есть ли чего добиваться”. В конечном счёте с 1698 года Россия, единственная из европейских стран, получила официальное право отправлять торговые караваны в Пекин. Мы вывозили пушнину, мерлушки, изделия из железа и кожи, а из Китая везли шелка, хлопчатобумажные ткани, лекарственные растения, различную мелочь и чай. Плохие русские дороги делали провоз делом опасным и затратным, поэтому китайские товары были очень дорогими. Однако отношения не прерывались: в Пекине был русский двор, церковь и православное кладбище.

Предлагаемая вниманию экспозиция не претендует на детальный рассказ об истории этой страны и её культуре. Скорее – это коллаж из ярких, волнующих, но почти стихийных образов. Здесь представлены предметы из самого Китая и так называемые «шинуазри» – изделия, стилизованные под произведения этой страны, как русские, так и европейские, а также гравюры на китайскую тему.

Большая часть предметов – фарфор. Изобретение фарфора в Китае относят к 3-6 векам нашей эры.  Впервые он попал в Европу и Россию в XIV – XV веках – с торговыми караванами и дипломатическими миссиями. Считающийся сегодня традиционным сине-белый фарфор появился предположительно в XIV столетии. В его возникновении главную роль сыграли мусульманские колонисты и купцы. Сама краска на основе окиси кобальта вначале была привозной из Ирана и назвалась «мусульманская синяя».

Развитие искусства фарфоровых изделий в Китае всегда имело два направления: внутреннее – для нужд двора, и экспортное, приносившее большой доход стране. Изделия «на вывоз» украшались особенно пышно. Роспись ценилась выше, чем сами вазы, кувшины и сервизы. Основными мотивами были разные цветы (пионы, хризантемы, лотос), ветки сосен, птицы, животные и драконы. В XVIII веке изделия на экспорт часто ориентировались на иностранный вкус и в росписях отражали впечатления китайских художников от европейцев, или от художественных произведений Запада. В это время во всей Европе увлечение Китаем было так велико, что «китайская комната» или «китайский павильон» были практически в каждом дворце, а иметь хотя бы пару фарфоровых ваз, считалось проявлением хорошего вкуса, показателем достатка.

С обретением собственного рецепта фарфора многие европейские и русские мастера стали подражать китайским образцам, воспроизводить особенно понравившиеся экзотические сюжеты и мотивы, или создавать изделия в китайском духе  –«шинуазри». При этом их не волновал смысл символических мотивов, они подражали лишь внешней форме.

Камнерезное искусство – одно из самых древних и знаменитых в Китае. Старые мастера особо умели раскрыть красоту камня и работать с очень твёрдыми и хрупкими породами, создавая шедевры. Характерной особенностью их творчества является подражание природным формам, даже при создании произведения конкретного функционального назначения. Одна из любимых каменных пород – талькохлорит или «мыльный камень», отличающийся разнообразностью цветовых сочетаний и переходов.

Славился Китай и своими шелками. С глубокой древности китайцы научились разматывать коконы тутового шелкопряда, получая тонкие нити, и  из них ткать изысканные блестящие полотна с замысловатыми рисунками. Китайские шелка высоко ценились и во все времена стоили очень дорого. 

КАК ДОБРАТЬСЯ